В этой статье нам хотелось бы рассказать о природе акустики помещений. Изначально эта статья ориентировалась на профессионалов, поэтому здесь будит много науки, в частности, физики.
Думаю, сегодня все уже знают, что акустические свойства помещений могут в значительной степени влиять на качество звука любой акустической системы. Поэтому вы купите Hi-Fi акустику и поставите ее в захламленное помещение, думаю, не стоит рассчитывать на хорошее качество звука. Одно дело, когда звук рассматривается в рамках открытого помещения. В закрытом пространстве действуют совсем другие законы. Тут нужно разобраться как формируется звук в комнате. Звук, который воспроизводится источником (акустической системой), многократно отражается от стен, потолка, пола, а так же от всех предметов в комнате: кресел, диванов, шкафов, людей и т.д. После отражения волна возвращается и накладывается на другую, и «живет» какое-то время. Поэтому в формировании звукового фона принимают участие как старые, так и новые волны. Таким образом, по сути, мы слушаем непрерывный, взаимодействующий, перетекающий хаос из разных звуков, который взаимодействует и имеет непрерывный характер, ведь в этом процессе участвуют волны с разными фазовыми отношениями.
Этот эффект объясняет тот факт, что звук в комнате еще продолжает звучать какое-то время после выключения системы воспроизведения. Этот эффект называется временем реверберации. По времени реверберации можно судить о качестве звукоизоляции помещения.
Дело в том, что не так просто ответить на вопрос: что же нужно сделать, чтоб звук нравился? Тут нужно придерживать середины. Сильное отражение приведет к тому, что слишком много звуков будут накладываться друг на друга, это приведет к тому, что будет неприятно слушать воспроизводимую речь. С другой стороны, комната, обставленная мягкой мебелью, звукопоглощающими материалами, будет как бы «съедать» много звуков и музыка может оказаться слишком глухой. Звуковые инженеры работают с такой характеристикой, как время стандартной реверберации. Это время, спустя которое звук после выключения источника уменьшается на 60 дБ, то есть до 1/1000000 части первоначальной энергии. Этот параметр не является эталонным, поэтому, даже зная площадь, высоты потолков и соотношение сторон комнаты сложно сказать, каким должно быть время реверберации в данном случае. Все дело в том, что разные материалы по - разному поглощают звук. Третий параметр – диффузия звукового поля. Он обозначает равномерность распределения звуковой энергии по комнате. Добиться хороших показателей здесь можно с помощью закругленных предметов интерьера, таких как колонны. Так же можно сделать перепланировку, ремонт – сделать овальную комнату. Конечно, это очень дорогие решения.
В завершение статьи несколько советов по выбору материалов в комнате. Поглощающие материалы, как и источники звука делят на частоты, с которыми они работают. С высокочастотными звуками лучше всего справляются специальные панели, которые устанавливаются на небольшом расстоянии от стен. Но тут многое зависит и от самих панелей: толщины, материала, специального звукопоглощающего слоя. Вообще, высокие частоты хорошо поглощаются обычными предметами: коврами, шторами, мягкой мебелью. Но пара небольших панелей только улучшит звук.
|